» » Как научиться правильно вести семейный бюджет.

Как научиться правильно вести семейный бюджет.

Семья, как известно всем еще со школьной скамьи – это ячейка общества. Благополучие его напрямую зависит от уровня жизни и благосостояния всех людей в целом. Чтобы понять, что такое семейный бюджет, дадим краткое определение бюджета на примере государства. Итак, государственный бюджет – это ежегодная смета доходов и расходов государства на предстоящий период (обычно на следующий год). Планирование семейной экономики основывается на том же принципе. В этой статье мы расскажем вам, как правильно вести семейный бюджет. Это поможет вам научиться избегать конфликтов на почве денег, контролировать свои расходы.
Для начала выберите период, на который вы будете осуществлять планирование. Это может быть месяц, квартал, полугодие или год. Первое время составляйте месячный бюджет, чтобы проследить основные направления ваших доходов и расходов. Научившись контролировать свои расходы и экономить, смело составляйте плановый бюджет на год. Всем работающим членам семьи целесообразно договориться, будут ли они вести с вами совместное хозяйствование, или нет. Естественно, что расходы должны будут обсуждаться вместе вне зависимости от стоимости покупок, то есть обоюдное согласие во всем обязано присутствовать.
Как составить семейный бюджет, например, на месяц? Конечно, удобнее всего это делать в таблице Microsoft Excel. Вы можете оформить ее как угодно, но основными столбцами в любом случае будут два. В первом столбце вы указываете планируемую сумму доходов в следующем месяце (заработная плата, дивиденды, пенсия и прочее). Во втором подробно расписывайте планируемые статьи расходов и их суммы. Для удобства подсчета общих сумм доходов и расходов используйте формулы. В самом конце таблицы обязательно сделайте ячейку, которая будет отражать сальдо (разницу) доходов и расходов. Она показывает излишек или недостаток денежных средств. При наличии положительного остатка денежных средств вы можете использовать их в следующем месяце. Если же разница между доходами и расходами отрицательная, придется пересмотреть некоторые статьи расходов или же брать деньги в долг, если никакие статьи вычеркнуть невозможно.
Стоит рассказать, как вести семейный бюджет в течение месяца. Все в жизни предугадать невозможно, поэтому для наибольшего контроля за расходованием денежных средств целесообразно вести два бюджета – плановый и фактический. Первый, который мы составили, является плановым. Для составления фактического бюджета необходим скрупулезный ежедневный учет всех расходов. Также случается, что доходы оказываются выше или ниже ожидаемого уровня (например, задержка заработной платы, неожиданная премия, штраф и прочее). Все это в конечном итоге сказывается и на расходах. Однако есть такие статьи расходов, которые отменить просто невозможно – это плата за коммунальные услуги, школу, детский сад, питание, покупка средств личной гигиены, одежды и обуви, и многое другое. К незапланированным расходам можно отнести покупку или ремонт бытовой техники, мебели. Затраты на развлечения (кино, танцы, театры, покупка дисков, косметики и т. п.) отнесите в категорию развлечений. Именно последние две статьи расходов должны при необходимости подвергаться корректировке.
Формирование семейного бюджета невозможно без сравнения плановой и фактической его частей. Вы увидите, насколько сложно следовать намеченному плану. Проанализировав бюджет, самостоятельно определите для себя, какую процентную долю от имеющихся в вашем распоряжении денежных средств будут занимать те или иные статьи расходов. Так вы сможете высвободить некоторую сумму денег, убрав самые маловажные расходы, и тем самым запланировать какую-либо крупную покупку.
При желании вы можете воспользоваться специализированными программами для ведения домашней бухгалтерии. Их несомненным плюсом является наглядность – возможность отобразить все расходы в виде диаграмм, графиков. В интернете вы можете найти довольно много таких программ-помощников, причем совершенно бесплатных. Они подскажут вам, как удобнее группировать расходы, существенно облегчат анализ данных, а также подскажут возможные варианты снижения затрат. Несомненно, через какое-то время вы сможете объективно оценивать ситуацию самостоятельно, и будете контролировать свой бюджет и без помощи программ.



Другие статьи по теме: